 |
Ценностно-ориентированная
модель духовно-нравственного образования и воспитания в условиях
общеобразовательного лицея в Лицее № 17 города Костромы
|
---|
Модель строится на основании потребностей |
---|
Потребности личности | | Стремление к обретению внутренней системы ценностей, осмысление собственного бытия, формирование нравственной мотивации, потребность в самоутверждении и самовыражении личности, потребность быть лицеистом, повышенная мотивация к изучению предметов естественно-научного цикла. | |
---|
Потребности семьи | | Современная российская семья как социальный институт испытывает потребность в идеале семейной жизни и ее ценностных основаниях, в достижении душевного единения, взаимоуважения, в восстановлении нравственной связи родителей и детей, помощь в поддержке одаренного ребенка. | |
---|
Потребности общества | | Осознание необходимости приобретения гражданственной позиции, понимание своей роли, своего вклада в будущее развитие и процветание государства. | |
---|
Таким образом, духовно-нравстенное развитие и воспитание в лицее является важным компонентом социального заказа для лицея, является личностно-ориентированным, ценностно-ориентированным, системным, комплексным. | |
---|
Нормативно-правовая база | | Закон об Образовании, ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и образования, Национальная инициатива «Наша новая школа», Целевая программа «Одаренные дети», Программа развития МОУ лицея № 17 города Костромы, Программа духовно-нравственного образования в лицее | |
---|
Особенности модели | | Таким образом, выстраивается многослойная модель социо-гуманитарной ценностно-ориентированной образовательной среды, в которую входят: урочная деятельность, внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательная работа, с одной стороны, и ступени обучения – с другой. Все эти структуры являются открытыми. | |
---|
Урочная деятельность | | |
---|
Естественно-научное направление
| | Доминирующее направление в лицее в соответствии с типом образовательного учреждения, содержание определяется ценностным смыслом естественно-научного образования в условиях лицея. Опирается на ценностные смыслы естественно-научного образования в лицее, и выходит на матапредметный результат путем обеспечения деятельностного характера интегрированного содержания образования (естественно-научного и духовно-нравственного) | |
---|
Социо-гуманитарное направление | | Духовно-нравственное образование лицеистов на уроках социо-гуманитарного цикла, реализуется через особые подходы к моделированию и методике уроков предметов духовно-нравственного цикла, через использование современных педагогических технологий | |
---|
Воспитательная работа | | Деятельность лицея как образовательно-воспитательной системы ориентирована на духовно-нравственные, патриотические, общечеловеческие ценности, развитие творчества учащихся, их инициативы, самостоятельности, способствует формированию концептуального мышления, исследовательских навыков, направлена на поддержку самоопределения личности в современном динамично меняющемся и информационно насыщенном социуме. Носит системный и комплексный характер; представлена внеурочной деятельностью, дополнительным образованием, традициями и праздниками лицея. | |
---|
Внеурочная деятельность | | Духовно-нравственное развитие и воспитание во внеурочной деятельности определяет целевая программа лицея «Одаренные дети», которая носит системный характер и объединяет урочную и внеурочную деятельность как в содержательном плане, так и в технологическом (через использование современных образовательных и информационных технологий как средства для реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания). Учитывается также региональное содержание образования через деятельностный подход в развитии личностных компетенций. Используется субъектный опыт учащихся при формировании нравственных личностных ориентаций во внеклассной деятельности. Представлена широким спектром предметных кружков. | |
---|
Дополнительное образование | | Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей учебного процесса, позволяют создать условия для индивидуализации образования, помогают поддерживать более тесные контакты с родителями, создать позитивную организацию досуга детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых. В программе дополнительного образования максимально учтены запросы социума, семьи, личности. Активно используются условия и ресурсы лицея в целях обеспечения комплексного подхода в области решения задач духовно-нравственного образования: органически сочетаются основное и дополнительное образование на уровне междеятельностной интеграции. Представлено секциями, клубами, студиями разной направленности, действующими на базе лицея, Социально-досуговой площадкой «Давыдовский», разветвленной системой партнерских отношений с дополнительными учреждениями города и области. | |
---|
Основные условия и ресурсы для создания и реализации образовательного процесса | | В лицее имеются все необходимые условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания. Лицей – инновационное образовательное учреждение, неоднократный победитель конкурсных мероприятий в сфере образования. Материально-технические ресурсы в лицее призваны сформировать адекватную задачам достижения планируемых результатов в освоении программы духовно-нравственного развития и воспитания образовательную среду. Образовательная среда лицея представляет собой совокупность факторов, которые влияют на уклад жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно-планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат. | |
---|
Планируемые образовательные эффекты модели | | Лицеист — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. | |
---|